Холодным январским утром на станцию метро L'Enfant Plaza в Вашингтоне (округ Колумбия) вошел человек и начал играть на скрипке. Он играл 45 минут. Был час пик, и за это время через станцию прошли тысячи людей. Большинство из них спешило на работу.
Проходившим мимо людям нужно было сделать выбор, с которым часто сталкиваются горожане, пользующиеся общественным транспортом и время от времени натыкающиеся на уличных музыкантов. Остановиться и послушать? Или пробежать мимо со смешанным чувством вины и раздражения, сознавая собственную скупость и досадуя на непрошенное поползновение на личное время и деньги? Бросить ли доллар просто из вежливости? Зависит ли решение от того, что музыкант по-настоящему плохой? А если он замечательно играет? Есть ли у пробегающих мимом время на красоту? А должно быть? Какова моральная сторона происходящего?
В описываемую январскую пятницу все эти вопросы получили ответы. Никто не знал, что стоявший у стены в переходе скрипач - один из лучших классических музыкантов современности, игравший замечательные произведения на одной из самых дорогих скрипок в мире. Его выступление организовала газета The Washington Post как эксперимент беспристрастной оценки общественного вкуса: может ли красота преодолеть повседневность обстановки и неудобное время? Что значит "искусство без рамы"?
Музыкант не играл популярные мелодии, узнаваемость которых смогла бы вызвать интерес сама по себе. Эксперимент был в другом. Он исполнял написанные для соборов и концертных залов шедевры, пережившие века. Акустика в метро была вполне приемлемой… Звук скрипки, говорят, напоминает человеческий голос, и в руках этого музыканта она рыдала, плакала и пела…
Так что же произошло на станции L'Enfant Plaza?
Скрипач играл в полную силу… Только через три минуты после начала его концерта начало что-то происходить. Мужчина средних лет замедлил шаг и обернулся в сторону музыканта. Еще через тридцать секунд женщина опустила купюру в футляр. Через шесть минут кто-то остановился. За 45 минут выступления семь человек задержались, чтобы послушать музыканта. 27 бросили ему деньги, но почти все сделали это на бегу. В итоге, 32 доллара с мелочью. Остальные 1070 человек прошли мимо. Нет, толпа не собралась, ни на одну секунду…
При просмотре записи импровизированного концерта можно сказать, что игнорировали музыканта все категории пешеходов независимо от пола, расы и возраста. Единственное исключение - дети. Все до единого, они пытались остановиться и послушать музыку, и всех до единого за руку уводили родители.
Когда музыкант закончил играть и на станции воцарилась тишина, никто этого не заметил. Ни одна душа не зааплодировала, никто не проявил еще какого-либо признания. Никто не знал, что это был скрипач Джошуа Белл, один из лучших музыкантов в мире. Он играл самые сложные из произведений на инструменте стоимостью 3,5 млн долларов.
За два дня до концерта в метро билеты на Джошуа Белла были распроданы в театре Бостона в среднем по 100 долларов за место.
Результат эксперимента заставляет задуматься: если у нас нет времени остановиться и послушать одного из лучших музыкантов в мире, играющего лучшую музыку из когда-либо написанной, сколько других прекрасных вещей мы упускаем?